Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресением, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхой (с греческого — «вместо Пасхи»). В этот день после Литургии закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири. Мы снова вспоминаем Христово Воскресенье и погружаемся в атмосферу пасхальной ночи.
Праздничное воскресное Евангелие посвящено апостолу Фоме. Он был один из 12-ти учеников Христа, который долго не мог поверить в Воскресение Учителя.
«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю», — говорил Фома (Ин. 20:25).
Господь же в ответ сказал ему:
«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.» (Ин.20:29).
С тех пор в русском языке появилось выражение Фома неверующий, обозначающее человека, которого тяжело в чем-либо убедить.
Согласно Преданию, святой апостол Фома проповедовал в Индии, где за имя Христово святой апостол принял мученическую смерть.
