Новости

Есть ли радость у постников?

…Монотонное чтение, неспешное и печальное пение, редкое появление священника из алтаря – вот что может предстать любопытному взгляду нечастого посетителя храма в будний день Великого Поста.

Почти пятидесятидневный период воздержания – а это едва ли не одна седьмая часть года! – может показаться самым безотрадным и тоскливым временем, поражающим воображение своей продолжительностью и безжизненностью. Ведь вокруг пробуждается природа, пение птиц возвещает радость бытия: как это не вяжется с запрещающим и строгим словом – Пост!

На первый взгляд может показаться, что все великопостное богослужение только и состоит из унылой монотонности пения и чтения, бесконечных поклонов и бессмысленно при-обретаемой усталости от продолжительности действа. А между тем во время Поста в церкви совершается немало динамичного и интересного, того, что происходит только единожды в год, а в некоторые дни по уставу даже позволяется застолье!

Все время Поста разделяется на два неравных блока. Собственно, Великий Пост продолжается шесть недель, а последняя неделя перед Пасхой является особой, она посвящена воспоминанию Страстей Христовых. Все сорок долгих дней Поста – это, по большому счету, подготовка к Страстной неделе.

В православной традиции христиане максимальное внимание уделяют первой и последней неделям Великого Поста, помня о соблюдении строгого воздержания и обязанности регулярного посещения богослужения. Однако, жизнь – есть жизнь, и уже невозможно как в древности строго выполнять все предписания Церкви: это идеал. Не секрет, что православные, занятые житейскими попечениями, в продолжение Великого Поста стараются посетить хотя бы те службы, которые имеют ключевое значение. Обычно в такие дни в церквах наблюдается заметное оживление, а в отдельных случаях атмосфера на богослужениях такая ликующая, что печали и монотонности нет и следа!

Самое главное торжество, которое, за редкими исключениями, чтится во дни Великого Поста, является праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Воплощения Бога во всей силе чувствуется наступление весны, богослужение отличается особой радостью, колокола звонят с ликованием, в застолье употребляются любые блюда, за исключением мясо-молочных. Существует красивая традиция выпускать из неволи птиц именно в Праздник Благовещения.

Не меньшей торжественностью и обилием яств отличается праздник Входа Господня в Иерусалим: накануне, в последнюю субботу перед Страстной неделей, на вечернем богослужении освящаются ветки вербы. Эти ветви, как символ встречи Христа, православные сохраняют в красном углу до следующего года. Радостным пением сопровождается вечернее богослужение пятой пятницы Великого Поста, когда всё приходское и монастырское духовенство в полном составе торжественно читает Акафист Пресвятой Богородице. Ради этого торжества духовенство переменяет темные облачения на праздничные голубые.

Не ускользает от внимания церковных людей и приход весны: 22 марта торжественно совершается праздник сорока святых мучеников Севастийских. Этот день считается временем возвращения жаворонков в родные края, и скромный постный стол украшается печеньем в виде фигурок птичек. Оживление в храме начинается с первой же недели Великого Поста: в субботнее утро прихожанам раздается коливо – разваренная пшеница с медом – в ознаменование верности Богу, засвидетельствованной св. Феодором Тироном.

Уже в первое воскресенье Поста можно наблюдать редкий торжественный обряд – анафематствование изуверских лжеучений: начиная от ересей первых веков христианства и заканчивая заблуждениями эволюционизма. На вечернем богослужении третьей субботы Великого Поста совершается торжественный крестный ход – православные чтят и поклоняются Честному Кресту Господню.

В среду пятой недели Великого Поста, оставив все маловажные дела, православные стремятся в храм, где совершается память великой святой VI века – прп. Марии Египетской. Святая, бывшая прежде блудницей, путем глубочайшего и продолжительного покаяния стала эталоном целомудрия и чистоты. В честь ее вечером совершается продолжительное богослужение, с публичным торжественным чтением жития на русском языке.

Страстная неделя, во время которой воспоминаются страдания и смерть Богочеловека, никак не располагает к радости. Вместе с тем, эти святые дни полны особой возвышенности и торжественности. Особенно - начиная со Страстного Четверга: поутру православные стремятся к Таинству Причастия, приобщаясь к воспоминанию о самой Первой в мире Литургии. А вечером того же дня, после чтения 12 отрывков Св. Евангелия, из дверей храма в разные стороны двигаются огоньки: это прихожане несут домой свет евангельский – те светильники, которые они держали в церкви во время чтения страшных строк о страданиях Господа. Этот огонь страшен демонической силе и по установившейся традиции православные пламенем этого огня рисуют крест на поперечной дверной балке, символически ограждая свое жилище о невидимого врага.

Традиционно, со Страстного – Чистого Четверга начинается самая активная подготовка к Празднику Пасхи: убирается жилище, красятся яйца, пекутся куличи. Праздничная снедь приносится в храм для освящения в Великую Субботу – это один из самых оживленных и светлых дней в году, когда сам воздух напоен ожиданием Праздника.

Самый строгий пост установлен на Страстной Пятнице, когда воспоминаются Распятие и Смерть Богочеловека. В ночь с Пятницы на Субботу православные не спят – в храме совершается Чин погребения Плащаницы, символизируя погребение Христа.

В ночь Субботы на Воскресенье православные снова не спят – но совсем по другой причине: Пост заканчивается и наступает самый главный Праздник в году! Православное богослужение, даже во дни самого строгого поста, отличаются возвышенностью и глубоким смыслом.

Великий Пост – это не время уныния и добровольного лишения себя всех радостей; напротив – это время возвращения к воздержному, здоровому образу жизни. Настоящий постник всегда светел лицом, приветлив, и не чужд радости.

Об этом и совершается пение в Церкви в первый же день Великого Поста:
«Будем поститься постом / приятным, благоугодным Господу; / истинный пост – от пороков уклонение, / воздержание языка, отказ от гнева, / разлучение с вожделениями, / злословием, ложью и клятвопреступлением. / Оскудение всего этого – таков истинный пост / и благоприятный!»

(стихира на стиховне, глас 3). В дальнейшем мы планируем знакомить наших читателей с красотой богослужебного чина, обрядами и традициями – сохранившимися до наших дней, либо безвозвратно ушедшими в прошлое.

Автор Александр Кулешов
Посты